Инженер Чебоксары

Switch to desktop

Приватизация земельных участков

В Российской Федерации в настоящее время действует льготный порядок бесплатной приватизации земельных участков, принадлежащих гражданам.

Суть льготного порядка приватизации сводится к тому, что гражданин, которому до введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001) земельный участок был предоставлен на праве наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования, вправе бесплатно приобрести данный участок в собственность путем представления в соответствующий отдел Федеральной регистрационной службы по месту нахождения земельного участка предусмотренного законом комплекта документов.

При этом, для приватизации участка принятие каких-либо постановлений, разрешений, приказов органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.

Льготный порядок приватизации распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам:

·                     для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;

·                     для огородничества, садоводства;

·                     для индивидуального жилищного строительства;

·                     для индивидуального гаражного строительства.

Льготный порядок также распространяется на участки, в правоустанавливающих документах на которые вид права на земельный участок не указан либо определить его невозможно. В этом случае Земельный кодекс устанавливает, что такой земельный участок считается предоставленным на праве собственности с распространением на него льготного порядка оформления права собственности.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок могут являться следующие документы:

·                     акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

·                     акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

·                     выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

·                     иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (например, договор на предоставление земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения для строительства жилого дома и многие другие).

Для государственной регистрации права собственности на земельный участок гражданин предоставляет в соответствующий Отдел Управления Федеральной регистрационной службы (Росреестра) по месту нахождения земельного участка один из обозначенных выше правоустанавливающих документов и кадастровый паспорт земельного участка, который является обязательным приложением к сдаваемым на осуществление регистрации документам.

Если земельный участок не прошел кадастровый учет и на него отсутствует кадастровый паспорт, оформление права собственности на земельный участок без предварительного проведения постановки участка на кадастровый учет в установленном законом порядкеявляется невозможным.

Обращаем внимание на то, что с учетом льготного характера оформления прав на земельные участки, предоставленные для садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства, не является препятствием для регистрации права собственности на земельный участок наличие следующих несоответствий в правоустанавливающих документах на земельный участок:

·                     несовпадение площади земельного участка, указанного в правоустанавливающем документе на него и в кадастровом паспорте земельного участка. В данном случае площадь земельного участка, фиксируемая в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в выдаваемом свидетельстве о праве собственности определяется на основании кадастрового паспорта земельного участка;

·                     отсутствие в кадастровом паспорте сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о месте расположения границ земельного участка, в частности, в случае, когда границы в кадастровом паспорте обозначены как ориентировочные либо нуждаются в уточнении.

Таким образом, для первичной регистрации права собственности земельного участкагражданина, предоставленного для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, а также индивидуального дачного и гаражного строительства, необходимо представить:

·                     оригинал и копию кадастрового паспорта земельного участка (листы В1, В2, а также листы В3 и В4 при их наличии);

·                     оригинал и нотариально удостоверенную копию одного из правоустанавливающих документов на земельный участок, из перечня, указанного выше;

·                     оригинал документа об оплате госпошлины (100 рублей);

·                     паспорт (копия – в регистрационное дело, оригинал предоставляется при подаче документов).

Обращаем внимание на то, что особый порядок приватизации установлен законом в случаях, когда земельный участок был предоставлен для целей садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства не непосредственно гражданину, а садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (либо иной аналогичной организации, созданной до введения в действие Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях»), членом которого гражданин является и в котором у него есть земельный участок.

В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен некоммерческому объединению гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

В этом случае для предоставления земельного участка гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления по месту нахождения участка с соответствующим заявлением.

К заявлению гражданина должны быть приложены:

·                     описание местоположения земельного участка, подготовленное этим гражданином;

·                     заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.

В случае, если ранее ни один из членов некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в орган местного самоуправления дополнительно должны быть представлены:

·                     удостоверенная правлением некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию некоммерческого объединения;

·                     выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.

После того, как орган государственной власти или местного самоуправления издаст ненормативный акт (распоряжение) о предоставлении земельного участка в собственность гражданина, гражданин вправе зарегистрировать свое право собственности на участок в соответствующем отделе Управления Федеральной регистрационной службы.