В Российской Федерации в настоящее время действует льготный порядок бесплатной приватизации земельных участков, принадлежащих гражданам.
Суть льготного порядка приватизации сводится к тому, что гражданин, которому до введения в действие Земельного кодекса РФ (30.10.2001) земельный участок был предоставлен на праве наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования, вправе бесплатно приобрести данный участок в собственность путем представления в соответствующий отдел Федеральной регистрационной службы по месту нахождения земельного участка предусмотренного законом комплекта документов.
При этом, для приватизации участка принятие каких-либо постановлений, разрешений, приказов органами государственной власти и местного самоуправления не требуется.
Льготный порядок приватизации распространяется на земельные участки, предоставленные гражданам:
· для ведения личного подсобного, дачного хозяйства;
· для огородничества, садоводства;
· для индивидуального жилищного строительства;
· для индивидуального гаражного строительства.
Льготный порядок также распространяется на участки, в правоустанавливающих документах на которые вид права на земельный участок не указан либо определить его невозможно. В этом случае Земельный кодекс устанавливает, что такой земельный участок считается предоставленным на праве собственности с распространением на него льготного порядка оформления права собственности.
Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок могут являться следующие документы:
· акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
· акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
· выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
· иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок (например, договор на предоставление земельного участка на праве пожизненного наследуемого владения для строительства жилого дома и многие другие).
Для государственной регистрации права собственности на земельный участок гражданин предоставляет в соответствующий Отдел Управления Федеральной регистрационной службы (Росреестра) по месту нахождения земельного участка один из обозначенных выше правоустанавливающих документов и кадастровый паспорт земельного участка, который является обязательным приложением к сдаваемым на осуществление регистрации документам.
Если земельный участок не прошел кадастровый учет и на него отсутствует кадастровый паспорт, оформление права собственности на земельный участок без предварительного проведения постановки участка на кадастровый учет в установленном законом порядкеявляется невозможным.
Обращаем внимание на то, что с учетом льготного характера оформления прав на земельные участки, предоставленные для садоводства, огородничества и индивидуального жилищного строительства, не является препятствием для регистрации права собственности на земельный участок наличие следующих несоответствий в правоустанавливающих документах на земельный участок:
· несовпадение площади земельного участка, указанного в правоустанавливающем документе на него и в кадастровом паспорте земельного участка. В данном случае площадь земельного участка, фиксируемая в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в выдаваемом свидетельстве о праве собственности определяется на основании кадастрового паспорта земельного участка;
· отсутствие в кадастровом паспорте сведений о земельном участке в полном объеме, в том числе сведений о месте расположения границ земельного участка, в частности, в случае, когда границы в кадастровом паспорте обозначены как ориентировочные либо нуждаются в уточнении.
Таким образом, для первичной регистрации права собственности земельного участкагражданина, предоставленного для садоводства, огородничества, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, а также индивидуального дачного и гаражного строительства, необходимо представить:
· оригинал и копию кадастрового паспорта земельного участка (листы В1, В2, а также листы В3 и В4 при их наличии);
· оригинал и нотариально удостоверенную копию одного из правоустанавливающих документов на земельный участок, из перечня, указанного выше;
· оригинал документа об оплате госпошлины (100 рублей);
· паспорт (копия – в регистрационное дело, оригинал предоставляется при подаче документов).
Обращаем внимание на то, что особый порядок приватизации установлен законом в случаях, когда земельный участок был предоставлен для целей садоводства, огородничества и ведения дачного хозяйства не непосредственно гражданину, а садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению (либо иной аналогичной организации, созданной до введения в действие Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях»), членом которого гражданин является и в котором у него есть земельный участок.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен некоммерческому объединению гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
В этом случае для предоставления земельного участка гражданин обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления по месту нахождения участка с соответствующим заявлением.
К заявлению гражданина должны быть приложены:
· описание местоположения земельного участка, подготовленное этим гражданином;
· заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, в орган местного самоуправления дополнительно должны быть представлены:
· удостоверенная правлением некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию некоммерческого объединения;
· выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая сведения о данном некоммерческом объединении.
После того, как орган государственной власти или местного самоуправления издаст ненормативный акт (распоряжение) о предоставлении земельного участка в собственность гражданина, гражданин вправе зарегистрировать свое право собственности на участок в соответствующем отделе Управления Федеральной регистрационной службы.